Вриндаван

valentincehov


Кришнаитом я б пошел


Previous Entry Share Next Entry
Ведические традиции в славянском искусстве
Вриндаван
valentincehov
Орнамент - язык тысячелетий

Искусствоведы-материалисты утверждают, что орнамент старше всех произведений искусства, что наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Человек вырезал на плоской доске дугу или просто волнистую линию, и все понимали, что это символическое обозначение радуги Радуга по мифам древних славян, означала союз, мост между матерью землей и небом. От дружеского согласия их зависела жизнь человека, урожай, благополучие стад. Вырезая радугу, древний славянин призывал себе на помощь добрые силы окружающего мира и отгонял злые.

Вновь материалисты пытаются узреть первобытную магию. Понимание магизма орнамента наиболее красноречиво выразил уже знакомый нам историк, академик Б. А. Рыбаков:
"Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем в орнаменте смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте, как в древних письменах, отложилась тысячелетняя мудрость народа, начатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы средствами искусства». Эти перепевы о тысячелетних традициях орнамента, уходящих корнями в глубины палеолита, подхватываются многими искусствоведами-материалистами. Так велико желание избавиться от Бога и духовных источников человеческого знания и искусства и приписать изначальную мудрость примитивному первобытному примату из палеолита. Археологи, искусствоведы в музеях демонстрируют обнаруженные в курганах черепки глиняных сосудов, на которых нанесены ломаные линии, маленькие кружки, пересекающиеся черточки.

Этот примитивный орнамент создан, по их утверждению, когда вся человеческая история была еще впереди. Человек на обструганной доске вырубил знаки, олицетворяющие солнце, луну, звезды, ветер, воду, лес, надеясь, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай на ниве, здоровье членам семьи. Все та же шаблонная парадигма примитивной магии в трактовке древнего наследия. В доисторическую пору орнамент был ни много ни мало, грамотой для всех. Вот музейный глиняный сосуд, на котором в три пояса расположены узоры. Внизу - две параллельные линии, между которыми размещены зерна, - это земля. Выше - волнистая линия, символизирующая воду. Спирали, означающие как бы ход солнца по небу. Тут же точки-капли или косые линии дождя, пересекающие путь солнцу. Простой глиняный сосуд с нехитрыми узорами отражает представления наших далеких предков об устройстве Вселенной, - утверждают искусствоведы. В орнаменте - душа народа, его меткий наблюдательный глаз, неистощимая фантазия, характерная символика.


Из поколения в поколение, - продолжает Б.А. Рыбаков, - вышивали архангельские и вологодские крестьянки языческую богиню земли с поднятыми к небу руками, священные деревья и птиц, жертвенники и знаки огня, воды и солнца, давно забыв о первоначальном смысле этих знаков... Каждый ученый, который хочет разгадать загадки древних орнаментов. должен заглянуть в ту эпоху, когда впервые формировались основы смыслового значения орнамента, опуститься в глубь веков на 5-6 тысяч лет».

Итак, с одной стороны патетический панегирик «тысячелетней мудрости народа» времен первобытного палеолита, обладавшего неистощимой фантазией, создавшего разнообразную «затейливую символику» и даже пытавшегося магически воздействовать созданной символикой на "таинственные силы природы», с другой стороны - полное забвение первоначального смысла символических знаков древних орнаментов в наше просвещенное, цивилизованное время.

Цивилизация мудрость отшибла? Е. Осетров, автор книги: «Живая древняя Русь, приводит эпизод своей встречи с поморской вышивальщицей. продемонстрировавшей свою работу. На белоснежном холсте красными нитями были вышиты геометрические узоры, равномерно устремленные к центру края, где была изображена одинокая женская фигура с воздетыми вверх руками.
- Кто это? - спросил автор хозяйку, указывая на вышитую фигурку.
- Просто так. Никто.
- А откуда узоры берете?
- Со старых полотенец.

Вот и вся « народная мудрость». Не мудрствуя лукаво, «из поколения в поколение), «переписывают» вышивальщицы с холста на холст одни и те же узоры, ни сколько не задумываясь об их смысле. И нового ничего не придумывают. Фантазия истощилась? Вновь мы сталкиваемся с парадоксом: первобытные потомки обезьян оказываются мудрее и богаче фантазией современных цивилизованных людей. Б. А. Рыбаков отсылает современных ученых разбираться со смыслами орнаментов на пять-шесть тысяч лет назад, как раз в конец Двапара-юги», о которой Рыбаков не имел ни малейшего представления, но срок угадал точно.

Именно оттуда, а не из первобытных «мудростей и фантазий» тянуться традиции орнаментов, именно там нужно искать разгадку их смыслов, потому что в Двапара-югу еще царила ведическая культура. Именно Веды дали людям знание о трех мирах вселенной, о законах движения Солнца и Луны, об истинном значении растительного и животного улыбка Господа„ - гласят Воды. мира. «Красивый цветок -- это улыбка Господа"  -гласят Веды. Поэтому люди «Двапара-юги» любили украшать свои храмы животными и растительными орнаментами. Уже упоминалось третьей главе, что скифы (славяно-арии) украшали свои изделия, в том числе и золотые предметы, найденные в скифских захоронениях, растительными и животными орнаментами, получившими у современных исследователей название: «звериный стиль». Скифские мастера изготовляли весьма совершенные украшения из золота и бронзы в «зверином стиле». Настолько совершенные, что многие исследователи выдвигали гипотезы о греческом влиянии на скифское искусство (такова сила влияния европоцентристской парадигмы: «оседлые греки - очаг европейской культуры с одной стороны, с другой - дикие грязные кочевники-скифы - разрушители культуры».

Но об уровне культуры скифов и о том, кто на кого влиял, сказано уже достаточно много в третьей главе. Более того, в Синташтинских могильниках в Аркаимской долине на Урале раскопана богатейшая утварь единого стиля, единой культуры со скифскими изделиями, созданная за тысячи лет до появления эллинской культуры. В скифских курганах найдена также высококачественная орнаментированная керамика, изящные орнаментированные вазы, образцы вышивки, украшенные растительными и животными орнаментами. Сложные геометрические у узоры, состоящие из треугольников, ромбов, кружков, спиралей, крестов и свастик, растительные и животные орнаменты современных мастериц и скифских перекликаются со столь же сложными геометрическими орнаментами трипольской культуры, представляющими различные сочетания ромбов, треугольников, кружков, спиралей, зигзагообразных линий, крестов, свастик, а также растительными и животными орнаментами. Но и Триполье и Аркаим - это ведическая культура «Двапара-юги». Кстати, корнем слова «вышивка» является санскритское слово шив - означающее «шить».

Все это подтверждает ведические корни вышитых и других орнаментов. В 1994 году Светлана Жарикова сопровождала индийский фольклорный ансамбль, который путешествовал по реке Сухоне Вологодской области. Руководитель этого ансамбля госпожа Михра была потрясена орнаментами на вологодских национальных костюмах. «Вот эти, - восторженно восклицала она, -- встречаются у нас в Раджастане, а такие в Ориссе, а эти орнаменты точно как в Бенгалии». Даже технология вышивки орнаментов называется на вологодчине и в Индии одинаково. Вологодские мастерицы говорят о настильной глади «чекан», а индийские - «чикан». Таким образом, вся «народная мудрость и неистощимая фантазия» уходят корнями в древность ведической культуры. Очень хорошо выразил ведическую суть орнамента, в общем-то, незнакомый с Ведами В. В. Стасов в классическом труде «Русский народный орнамент» (1872): «Орнаменты всех вообще новых народов идут из глубокой древности, а у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии.

Каждая черточка тут имеетсвое значение, является словом, фразой, выражением известных понятии, представлений. Ряды орнаментики - это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувств». Какая гениальная догадка. Узоры ведического орнамента, как и жесты ведического (индийского) танца представляют собой мелодичную связную речь, передающую определенное эмоциональное состояние. Веды - практичные духовные знания, в них нет пустых, отвлеченных, ничего не значащих элементов. Так в Трипольской культуре составные элементы различных орнаментов представляли собой знаковую систему письма.

Николай Посевин

Recent Posts from This Journal


  • 1
Вы узнали, за что Илья Пригожин получил Нобелевскую премию?

А кто-то получил Нобелевскую премию успешно имитируя первозданный хаос в лаборатории и создал жизнь из хим.элементов подвергая их охлаждению, нагреву, повышенному и пониженному давлению, замесу и прочему? Как элементы таблицы Менделеева не тролили ученые, а даже амёбы не создали. Живые мозги учёных по сравнению с мёртвым природным хаосом - ничто. Так что версия теистов правдоподобнее

Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Вы узнали, за что Илья Пригожин получил Нобелевскую премию?

Почитал, но не понял. Я не физик. Мне нужен ощутимый эксперимент как из месива может произойти жизнь. Вы знаете кто получил Нобелевскую премию за опровержение принципа "Жизнь происходит из жизни"? Или кто-то создал с нуля ДНК, креветку, обезьяну или человека? http://valentincehov.livejournal.com/221121.html

>Вы знаете кто получил Нобелевскую премию за опровержение принципа "Жизнь происходит из жизни"? Или кто-то создал с нуля ДНК, креветку, обезьяну или человека?

Не знаю.

>Почитал, но не понял

Понятно. Ещё один вопрос. Вам знакома логическая ошибка "Бог белых пятен"?

Если не знаете как создать жизнь в лаборатории или как ждать её появления просто ожидая появления жизни из стерильной кучи мусора, то какой смысл заявлять о своём атеизме? Даже теоретически эволюцию трудно описать и она так и остаётся теорией, а не фактом и законом. Я бы и сам стал атеистом, да версия слишком слабая. А уж если я атеист, то время терять на разговоры нет смысла. П.С. я не любитель красного цвета, тролинга, офтопа, холиваров и бухла

  • 1
?

Log in