Валентин Шеховцов (valentincehov) wrote,
Валентин Шеховцов
valentincehov

Category:

Санкиртана в Библии


Предыдущее

                                                                                                                                                Книга Ездры

«Среди израильтян, возвратившихся из вавилонского плена в Иерусалим, находилось певцов и певиц двести» [Ездр. 2.65]. После того, как пленники пришли в Иерусалим, они начали строить новый храм. Во время закладки фундамента, они проводили санкиртану. «Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами, и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа, по уставу Давида, царя Израилева. И начали они попеременно петь: «хвалите» и: «славьте Господа», «ибо − благ, ибо вечна милость Его к Израилю» и весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня» [Ездр. 3.10-11].

                                                                                                                                                     Псалтирь

Из всех книг Библии наибольшее значение киртане придают Псалмы Давида. В псалмах содержатся четыре важных утверждения: 1) Так как человек существует лишь благодаря милости Бога, Всевышний является единственным его прибежищем, и он должен полностью доверять Ему: «И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во время скорби; И будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи» [Пс. 10-11]. 2) Имена Бога имеют большую силу. И долг человека, его дхарма, восхвалять Господа и прославлять Его: «Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его» [Пс. 47.2]. «Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний» [Пс. 91.2]. «Аллилуйя. Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне. Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек. От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне» [Пс. 112.1-3]. 3)

Восхвалять Его − большая радость: «Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его; И Ты обратил сетование моё в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием, да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно!» [Пс. 29.5,12-13]. «Служите Господу с веселием, идите пред лице Его с восклицанием. Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы − Его, Его народ и овцы паствы Его. Входите во врата Его со славословием, во двора Его − с хвалою. Славьте Его, благославляйте имя Его!» [Пс. 99.2-4]. «Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь» [Пс. 103.33- 34]. «Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, − хвала подобающая» [Пс. 146.1]. 4) Все нации − всё сотворенное будет благословлять Господа, и воспевание Имени Божьего станет всемирной религией, как предвещал и Шри Кришна Чаитанйа: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звёзды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес.

Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились!» [Пс. 148.1-5]. Именно Давид утвердил, что воспевание святого имени Бога (как и в движении сознания Кришны) должно сопровождаться музыкальными инструментами и хлопанием в ладоши: «Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте. Пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псал- мопения. При звуке труб и рога торжествуйте перед царём Господом» [Пс. 97.4-6]). «Восплещите руками, все народы, воскликните Богу гласом радости» [Пс. 46.2]. Песнопение никогда не должно становиться «пустой монотонной музыкой» или вырождаться в шумные празднества. Не зря поучал Давид: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте. Ибо Бог − царь всей земли; пойте все разумно» [Пс. 46.7-8]. Царство Божье не может быть воспринято штурмом, ибо Оно − не от мира сего, и к нему нельзя приблизиться с помощью фанатизма или интеллектуальных ухищрений.

Его Царство − по ту сторону неба, и простейший путь к Нему − восхваление Бога, и в этом вся мудрость: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. Буду славить Тебя, Господи, между народами; бу- ду воспевать Тебя среди племён. Ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя. Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!» [Пс. 56.8-12]. 47 Воспевание святого Имени Бога и рассказы о Его великих деяниях являются важными факторами на пути поисков человеком Всевышнего: «Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его. Воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.

Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа. Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда» [Пс. 104.1-4]. Давид учил, что Бога нужно славить всю жизнь: «Хвала Давида. Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твое во веки и веки. Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки к веки. Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо. Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем, и я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих» [Пс. 144.1-5]. «Хвали, душа моя, Господа. Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь» [Пс. 145.1-2].

Последние пять псалмов Давида (146-150) являются подлинными шедеврами поэтического искусства. Давид призывает не только людей, но всё сотворённое Господом славить Творца. Лирический рефрен этих псалмов весьма напоминает мантру. 150-й псалом гласит: «Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могу- ществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.

Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и орга- не. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуиа». Псалмы Давида проникнуты глубоким лирическим чувством и великой преданностью. Последние слова Иисуса на кресте («Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня?») являются первыми словами 21 псалма, который заканчивается так: «Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собой, и об одежде моей бросают жребий.

Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне; избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою; спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня. Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя. Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет перед Ним все семя Израиля! Ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему. О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мой пред боящимися Его.

Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки! Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобой все племена язычников, ибо Господ − не есть царство, и Он − владыка над народами. Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей. Потомство мое будет служить Ему и будет называться Господним вовек: придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь» [Пс. 21.16-32].

Итак, псалмы создают как бы мосты между иудейской традицией и христианской, и больше других книг Библии рекомендуют санкиртану.

                                                                                                                                            Книга пророка Исайи

Исайя, предвидевший, что Господь выведет иудеев из Сирии, Египта и других стран, пророчествовал: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения. И скажете в тот день: Славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его, напоминайте, что 48 велико имя Его. Пойте Господу, ибо Он соделал великое; да знают это по всей земле» [Ис 12.3-5].

И когда Исайя рассказывал о будущих деяниях Господа, он поведал, как Бог говорил и Иаковом и Израилем: «Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них. Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, годе обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.

Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах» [Ис. 42.10-12]. В Своём обращении к Иакову и Его народу Бог просит всё сотворенное, в том числе и неодухотворённые объекты, воспевать Ему славу: «Торжествуйте, небеса, ибо Господь сделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости горы, лес, и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова, и прославится в Израиле» [Ис. 44.23]. «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ свой и помиловал страдальцев своих» [Ис. 49.13].


                                                                                                                                                    Новый завет

Иисус Христос велел своим ученикам идти в города и деревни оповещать людям: «Приблизилось к вам Царствие Божие» [Лк. 10.9-11]. Этот вид проповеди − тоже киртана, так как говорит ли человек: «Готовьтесь, Царство Божие близко», или поёт: «Харе Кришна», в принципе это одинаковые учения, так как в обоих случаях Бог приближается к человеку. Когда Христа спросили, когда наступит Царствие Божие, Он отвечал, что Бога нельзя достичь ни интеллектуальными спекуляциями, ни исследованиями внешних явлений, а только спонтан- ной любовью, которая должна сама вознестись из индивидуума; на вопрос фарисеев, когда придёт Царствие Божие, Он отвечал им: «Не придет Царствие Божие (внешним) приметным образом, и не скажут: «вот оно, здесь, или вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» [Лк. 17.20-21].

Таким образом, можно очень быстро достичь Бога и Его Царства, если только очень сильно стремиться к этому, то есть если в душе возникает бхакти. В Новом Завете святому Имени также придаётся большое значение. Христос предостере- гает своих учеников: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» [Мк. 13.13]. Христос также подчёркивает мощь святого Имени: «Где двое или трое собираются Во имя Мое, там Я посреди них» [Мф. 18.20].

В одном из мистических отрывков Евангелия от Иоанна, в котором Иисус молится Отцу в ночь перед распятием, он говорит, что Божье Имя есть объединяющая сила, что он открыл это Имя своим ученикам, и что они сохранили Имя Бога. Иисус молился: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить; И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл Имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое» [Ин. 17.4-6].

«Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех; которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» [Ин. 17.11-12]. Ученики Иисуса продолжили эту традицию. Когда Павел и Сила в Филиппах и Македонии были побиты розгами и брошены в темницу, они оба воспевали Божью славу: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» [Деян. 16.25].

Павел писал римлянам: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» [Рим. 10.13]. И «дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа». И снова: «Хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы» [Рим. 15.6, 11]. Святой Павел ещё раз подчеркнул силу святого Имени в своем послании к филиппий- цам: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедовал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» [Флп. 2.9-11].

«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» [Флп. 4.4]. Подобные указания содержатся в посланиях Павла к фессалоникийцам и евреям: «Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа» [2 Фес. 1.12]. «Возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви, воспою Тебя» [Евр. 2.12]. И апостол Иаков сумел в своем послании искусными словами привести людей к воспеванию: «Злостраждет ли кто из вас? пусть молится. Весел ли кто? пусть поет псалмы» [Иак. 5.13]. В своём откровении святой Иоанн описывает видение разрушения и спасения Вселенной, которое во многих отношениях напоминает данное во второй главе Бхагавад-гиты описание вселенской формы.

В своем видении Иоанн видит, как тысячи посвященных Богу славят Агннца (Христа), на их лбах написано Имя Бога (обычай вайшнавов). Посвященные Богу стоят у моря из стекла и огня, моря космического уничтожения, и воспевают Божье Имя. Снова подчеркивается, что все люди будут почитать всемогущего Бога и восхвалять Его Имя: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых Имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих: Они поют как-бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» [Отк. 14.1-3].

«И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его, и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божьи, и поют песнь Моисея, раба Божьего, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Гос- поди, и не прославит Имени Твоего? Ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» [Отк. 15.2-4].

От Моисея до Откровения − вся Библия. И во многих местах подчеркивается призыв с воспеванию святого Имени Бога. Таким образом, учение Библии и Шри Кришны Чаитаньи (философии вайшнавов) в главном одинаковы: то, что все люди, все живые существа − братья от одного отца, можно осознать в общем славословии Отца. Простейшей, доступной для каждого формой славословия, является совместное пение святых имен Бога: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».


Дмитрий Бурба. Христанство и Веды
Tags: Дмитрий Бурба, Православие и Сознание Кришны, проповедь
Subscribe

Posts from This Journal “Дмитрий Бурба” Tag

  • Воспевание святого имени Бога в Библии

    Предыдущее В вайшнавских Писаниях содержатся бесчисленные указания, с призывам к санкиртане, то есть пению и повторению Святого Имени Бога, как к…

  • Цель Бхагавадгиты

    Бхагавадгита — отнюдь не занимательный текст для чтения на досуге. И вряд ли она создана для того, чтобы почтенным европейским профессорам…

  • Отношение к властям

    Предыдущее К сожалению, в нынешнюю эпоху неверующих слишком много. Особые проблемы они создают, когда стоят у руля власти. «Сейчас так…

  • Истинный гуру

    Предыдущее «Духовный учитель, обладающий сознанием Кришны, есть истинный духовный учитель, ибо он может разрешить все проблемы жизни. Господь…

  • Решение проблем — преданность Богу

    предыдущее Истинная духовная жизнь подразумевает понимание себя как духовной частицы Духовного Целого, души как частицы Верховной Души, осознание…

  • Душа не больше ли пищи, и тело − одежды?

    Предыдущее Иисус предостерегал от чрезмерной озабоченности удовлетворением телесных потребностей: «Не заботьтесь для души вашей, что вам…

  • Христианство и Веды. Дмитрий Бурба

    Предыдущее Показное благочестие Вышесказанное относится не только к посту, но в равной степени и ко всякой благочестивой деятельности:…

  • Соответствие Иисусовых заповедей предписаниям вайшнавских шастр

    Предыдущее Рассмотрим принципиальное соответствие Иисусовых Заповедей предписаниям вайшнавских шастр. Религия − закон, данный…

  • Ахимса и применение силы

    Предыдущее Отец Дмитрий: Почему же, считая грехом убийство животных, Кришна допускает убийство человека? Воин Арджуна по его указанию в сражении…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments