Валентин Шеховцов (valentincehov) wrote,
Валентин Шеховцов
valentincehov

Categories:

Вамшидхара о Бху-мандале и земном шаре



В этой главе мы обсудим комментарий к стиху 5.20.38 Пятой песни «Шримад-Бхагаватам», написанный Вамшидхарой в XVII веке. Текст является частью его комментария к «Бхагаватам», который называется «Бхавартха-дипика-пракаша» и входит в число одиннадцати комментариев к «Бхагаватам», использованных Шрилой Прабхупадой при составлении своего комментария. («Бхагавартха-дипика» - это название комментария Шридхары Свами.)

Этот комментарий подробно обсуждает связь между Бху-мандалой, как она описана в Пятой песни, и маленьким земным шаром нашего опыта. Здесь мы сделаем обзор его комментария, поскольку он проливает свет на то, как вайшнавы в Индии понимали ведическую космологию и астрономию накануне массового распространения современных западных идей.
Он показывает, что космология Пятой песни была противоречивой темой даже в XVII веке, в период творчества Вамшидхары. Он также показывает, что астрономическая литература, известная как джьотиша-шастра, принималась всерьез вайшнавами, и он обсуждает внешнее противоречие, существующее между космологией Пуран и этой системой астрономии.

Вамшидхара пытается разрешить это противоречие. Здесь мы должны оговориться, что не считаем его анализ абсолютно правильным. Однако наше личное понимание, безусловно, далеко от совершенства. Сейчас, когда большая часть ведического знания утеряна, трудно воссоздать многие важные аспекты древней науки астрономии. Поэтому будет лучше, если мы внимательно рассмотрим доступную нам информацию и увидим, какое понимание постепенно выявится из этого.

Мы начнем со стиха ШБ 5.20.38 в переводе Шрилы Прабхупады:

Великие мудрецы, свободные от ошибок, иллюзий и склонности обманывать, описали планетные системы вселенной, указав их отличительные признаки, размеры и местоположжение. После тщательного изучения они установили, что - расстояние между Сумеру и Локалкой равняется одной четверти диаметра вселенной, то есть 125 000 000 йоджан [1 миллиард миль].

Первый раздел комментария Вамшидхары к этому стиху также встречается в комментарии Вишванатхи Чакраварти Тхакура, и Шрила Прабхупада воспроизводит его на санскрите в своем комментарии.

Раздел начинается с замечания, что слово бху-гола в стихе означает «яйцеобразной сферы, связанной с Землей». Яйцеобразная сфера - это внутренняя полость вселенной, диаметр которой составляет 500 миллионов йоджан. Согласно Пятой песни Земля имеет такой же диаметр и потому должна касаться со всех сторон вселенской оболочки.

Однако Вамшидхара и Вишванатха Чакраварти Тхакур замечают, что на самом деле диаметр земли составляет 496 600 000 йоджан. Эта величина вдвое больше суммы следующих расстояний в лакхах.*
______________________________________________________________________________________________________________________________________
*1 лакх - 100 000 йоджан.
______________________________________________________________________________________________________________________________________

1) 157,5 от горы Меру до горы Манасоттары;
2) 96 оттуда до внешней границы океана чистой воды;
3) 157,5 - ширина необитаемых земель;
4) 822 [или 4 157,5 + 2 96] - ширина золотой земли, ограниченной горой Локалока и ширина Алокаварши, которая простирается за горой Локалокой.

В результате этого пересмотра диаметра Земли по всем сторонам обнаруживается зазор величиною 17 лакхов йоджан между Землей и оболочкой вселенной. Комментаторы замечают, что этот зазор дает Земле возможность двигаться внутри вселенского ядра. Это придает смысл тому, что Земля поддерживается Ананта Шешей и что она погружается в пучины океана Гарбходака в период Чакшуша-манвантары, после чего ее поднимает Господь Вараха.

Из этого мы можем сделать вывод, что Земля, которую поднял Господь Варахадева, есть Бху-мандала диаметром около 500 миллионов йоджан, а не малый земной шар нашего опыта (см. также раздел 3.3). В следующем разделе своего комментария Вамшидхара разрешает внешний конфликт между размером Земли, данным в «Бхагаватам», и размером, данным в джьотиша-шастре.

Из джьотиша-шастры он цитирует величину 4967 йоджан для окружности земного шара. В действительности это число дано стихе 3.25 «Сиддханта-широмани» Бхаскары, вместе с числом 1581 /24 йоджан для диаметра Земли ([СБШ1(Сиддханта-широмани Бхаскарачарьи, под. ред. Б. Д. Шастрина), стр. 122).

Как мы уже говорили в главе 1, это согласуется с современным размером окружности Земли при 5 милях на йоджану. Вамшидхара не относится к данному числу как к ошибочному. Скорее, он принимает его без возражений и предлагает разные способы для согласования его с космологией Пуран. Эти способы следующие:

1. Шри Нилаканта в своем комментарии к Бхишма-парве «Махабхараты» описывает Джамбупарван как квадрат с диагоналями «север-юг» и «восток-запад». Этот квадрат также описывается как лотос с периметром 18 600 йоджан и внутренним диаметром 3300 йоджан. Нилаканта рассуждает, что, поскольку одна сторона такого квадрата в длину составляет 4650 йоджан, размер Джамбупарвана, грубо говоря, по порядку величины согласуется с размерами земного шара, данным в джьотиша-шастре.

Кроме того, если Бхарата-варша тождественна южной оконечности квадрата Джамбупарвана и огорожена с севера Гималаями, то из этого следует, что Бхарата-варша должна быть треугольной формы.
Это совпадает с обычным восприятием, в то время как идея о сегментообразной форме - нет. (Представление о том, что Бхарата-варша по форме напоминает лук, происходит из пуранического описания южной части диска Джамбудвипы.) Здесь же достигнуто приближенное соответствие между Джамбупарваном и земным шаром джьотиша-шастр, но в то же время налицо противоречие между описанием Джамбупарвана и Джамбудвипы в «Шримад-Бхагаватам». В главе 3 мы выяснили, что для Джамбудвипы характерна многомерность и что ее можно рассматривать по-разному в зависимости от уровня сознания наблюдателя.

2. В отличие от этой идеи, Вамшидхара полагает, что кажущееся противоречие, обусловленное диаметром Земли 500 миллионов йоджан, данным в Пуранах, можно разрешить, введя принцип необъяснимости (анирвачанийавада). Согласно этому принципу «никто не должен пытаться с помощью логики и аргументов судить о тех вещах, которые выходят за пределы воображения».

3. Затем он выдвигает идею, что какая бы величина ни упоминалась в Пуранах, нужно принять ее 1\20 часть, и таким образом диаметр Земли вместо 500 миллионов йоджан станет 25 миллионов. Вместо одного лакха получается 5000 йоджан - диаметр Джамбудвипы, а вместо 9000 выходит 450 воджан - размер Бхарата-варши. Заметим, что 9000 йоджан соответствует ширине Бхарата-варши с севера на юг в соответствии с «Бхагаватам». (Это расстояние на современной карте приблизительно равно 1600 миль. )

4. Чтобы оправдать это уменьшение в масштабе, Вамшидхара делает замечание, что йоджана измеряется на примере тела человека. Так, одна йоджана равна 32 000 хаст (или локтей), а 1 хаста = 24 на толщину пальца. Также хаста определяется как роста человека, стоящего с вытянутыми вверх руками. Так как тела младенцев, детей и взрослых сильно разнятся по росту, йоджана также колеблется, чем и объясняется разница между различными величинами расстояний.

Изложив эти аргументы, Вамшидхара резюмирует свою точку зрения в следующих словах:

На самом деле джьотиша-шастра, или наука о светилах, вовсе не противоречит утверждению Пуран, что «Вьяса - это Сам Нараяна». Даже сам Вьяса не мог критиковать науку о светилах, которая воистину является оком Веды, о чем говорится в следующем изречении из шастры: «Превосходная наука Джиотиша (астрономия) суть, воистину, око Вед»*.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________
*«Нарада-самхита», 1.4: «Превосходная наука джйотиша, представленная Сиддхантой, Самхитой и Хорой как ее тремя направлениями, суть, воистину, око Вед».
Это, несомненно, следует понимать так, что истинное знание Вед требует владения астрологией, состоящей из Сиддханты (небесной механики), Самхиты (общие вопросы) и Хоры (составление гороскопов).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Поэтому в разных местах рассуждения о йоджане могут относиться к различным мерам, выраженным через длину пальца, руки и так далее. Более того, кажется, что сам Вьясадева противоречит астрономии, чтобы не дать асурам изучать шастры. Но, честно говоря, он не делает этого.

В противном случае, муж и, исполненные благих намерений, посчитали бы, что Вьяса окутан тьмой [то есть невежеством], когда рассуждает о о Веде. Таково положение вещей. Утверждение, что астрономия - это око Веды, должно быть, связано со стихом 1.4 из «Нарада-самхиты»: «Великолепная наука астрономии, состоящая из сиддханты, самхиты и хоры как ее трех разделов, есть чистое око Вед» (БДШ, (Дикшит. Шанкар Балакришна. Английский пер. Бхаратия Джйотиш Шастры,1969.) стр. XXVI).

«Сиддханта» безусловно, касается таких трактатов, как «Сурья-сиддханта». Вамшидхара не удовлетворен объяснением, которое он дал до этого. Он продолжает, чтобы формулировку основной проблемы:

Что ж, как тогда можно объяснить противоречие между «Бхагаватой» и джьотиша-шастрой, или наукой астрономии? В «Бхагавате» говорится, что размер Джамбудвипы 100 000 йоджан, в то время как астрономия утверждает, что размер Земли лишь 5 000 йоджан. Решение дается в «Голаларше». На основе этого текста ниже приводится краткое объяснение:

У Земли две формы. Одна - это особая форма (вишеша) больших размеров, а другая - малая сферическая форма, описанная в джьотиша-шастра. Парикшит задавал Шри Шуке, великому йогину, вопросы на эту тему, и тот отвечал [в ШБ 5.16.4]: «О царь, я попробую рассказать об основных ее областях, таких как Бхулока (бхугола)*.
__________________________________________________________________________________________
*Бху-голака-вишешам - «конкретное описание Бхулоки [земли] » (ШБ 3.16.4, русское издание)
__________________________________________________________________________________________

Я сообщу тебе их названия, опишу, как они выглядят, какие имеют размеры, и назову их отличительные признаки». В джьоти-шашастре слово "бхугола" относится к Земле как к яйцу из глины, а слово «вишеша» или "особый, относится к круглому золотому яйцу, описанному в Пуранах.

Здесь проводится ясное различие между Землей нашего опыта, диаметр которой 5000 йоджан согласно джьотиша-шастре, и другой Землей «большого размера», описанной Шукадевой Госвами. Число 5000 йоджан - это простое округление данного в «Сиддханта-широмани» диаметра Земли 4967 иоджан.

Землей «большого размера» можно считать либо сферическую внутреннюю полость вселенной, либо диск Бху-мандалы. Обе эти структуры состоят из элемента земли, и обе имеют диаметр около 500 миллионов йоджан. Тем не менее, поскольку Бху-мандала делится на семь двип и океанов, то вполне оправдано, что «большая Земля» в действительности должна соответствовать Бху-мандале. Затем Вамшидхара цитирует ряд стихов из «Бхагаватам», чтобы проиллюстрировать свой постулат, касающийся существования двух земель:

Во Второй песне утверждается, йогинирйана [ШБ 2.2.28]: «достигший особой [Земли], или вишеши, становится бесстрашным». В Пятой песни также говорился [5.20.35): «Есть другая Земля, состоящая из чистого золота. Ее сверкающая поверхность отражает пододбно зеркалу», и так далее.

Также в Третьей песни (3.26.52] утверждается: «Это вселенское яйцо, или вселенную в форме яйца, называют проявлением материальной энергии (вишеша). Каждая последующая ее оболочка в десять раз больше предыдущей». В Пятой песни [5.25.2]: «Вся эта необъятная Вселенная (кшити-мандалам, или Земля-мандала] покоится на одной из тысяч голов Господа Анантадевы и похожа на белое горчичное зерно». Образ горчичного зерна говорит о ее сферичности. В «Кардама-внхаре» [3.23.43] также говорится: "Показав жене полную чудес шарообразную [голам] вселенную Бхувах] вместе со всем, что в ней есть, великий йог Кардама возвратился в свою хижину».

В Десятой песни [10.8.37] утверждается: «Она [Яшода] увидела у Него во рту все движущиеся и неподвижные существа, космическое пространство и все стороны горизонта вместе с горами, островами, океанами, поверхностью Земли [бху-гола], реющим над ней ветром, с огнем, луной и звездами». На основе таких доказательств каждый должен принять существование двух
Земель.

Некоторые из этих стихов иллюстрир:ют значение терми- на вишеша, который использует Шукадева Госвами при описа- нии вселенной. Шрила Прабхупада объясняет значение слова вишеша, переводя его в ШБ 3.26.52 как «проявление материаль- ной энергии». Ссылка на вишешу в ШБ 2.2.28 подчеркивает тон- кие аспекты этой проявленной энергии, потому что это связано с тем, как йоги постигает тонкие формы, достигнув Сатьялоки.

Стихи 5.25.2 и 3.23.43 касаются сферы вселенной, а 10.8.37 повествует о том, как мать Яшода увидела земной шар во рту Кришны. Поскольку Вамшидхара ссылается на эти тексты в связи с двумя формами Земли, он недвусмысленно думает о Земле как о шаре. Похоже, он не проводит различий между диском Бху-мандалы и оболочкой вселенной. Упоминание стиха 5.20.35 вводит в круг реалий золотую Землю, которая расположена внутри кольца горы Локалоки на Бху-мандале.

Говорится, что эта золотая Земля отражает свет как поверхность зеркала, и невозможно увидеть объект, упавший на нее. Для Вамшидхары это является ключом к решению дилеммы двух Земель. Он продолжает:

Хорошо, если это малая Земля, тогда где же другая, большая Земля?
Ответ таков: большая Земля есть ничто иное как форма отражения [пратибимба-рупа] над орбитой астеризмов. Ее размер согласно ШБ 5.21.19 - «95 100 000 йоджан - расстояние, которое по своей орбите, пролегающей через Бху-мандалу, проходит Солнце».

Таким образом, она, грубо говоря, соответствует верхней части орбиты астеризмов. Здесь Вамшидхара предполагает, что малая Земля - эта та, на которой мы живем, в то время как большая Земля Пуран - это форма отражения, или пратибимба-рупа.

Слово бимба означает «зеркало», а пратибимба - «отражение». Бимба так- же может указывать на диск Солнца или Сауны, пратибимба может по аналогии указывать на отраженные в воде Солнце и Луну. В более абстрактном смысле бимба означает «изначальный объект или прототип», а пратибимба - «подделка или объект, с которым сравнивают прототип». Термин «астеризм» (или накшатра) означает «созвездие», а орбита астеризмов соответствует орбите, по которой движутся звезды, когда они вращаются вокруг Земли. Затем Вамшидхара объясняет идею большой Земли как отражения:

Тогда как же появляется отражение и почему оно имеет могу такую форму? Это можно объяснить так: вокруг Земли по диаметрам 5000 иоджан на отдалении в одну йоджану начинается сфера огня [анала-голах]. При этом над орбитой звезд, которые вдалеке кажутся маленькими, золотая Земля чистой формы образует световую завесу. Нам со всех сторон сияет космическое отражение.

Издалека большие объекты кажутся малыми, а из другого места малые объекты выглядят большими. Подобным образом небесные тела вселенной, такие как Луна, кажутся незначительными, в то время как земной шар под нашими ногами выглядит огромным.

Санскрит в этом отрывке труден для перевода. Однако основная мысль четко прослеживается: большая Земля - это отражение золотой Земли, упомянутое в ШБ 5.20.35. Там золотая Земля описывается как зеркало, и можно представить Землю, отражающуюся в гигантском шарообразном зеркале с малой Землей в центре и простирающуюся за пределами орбиты звезд.

Однако нужно заметить, что Бху-мандала, описанная в Пятой песни, населена живыми существами, и потому трудно представить себе, как ее можно толковать как отражение. Затем Вамшидхара обсуждает сферу огня, а также вводит в круг реалий область воды. Нам не встречалось какое-либо упоминание об этих реалиях в «Бхагавагам» или доступных джьотиша-шастра.

Однако Вамшидхара описывает сферу воды, ссылаясь на «Пулиша-сиддханту» (трактат, который, к сожалению, утерян): Как же обосновать существование сферы огня или анала- гола? Дело том, что от поверхности Земли и вплоть до границы орбит планет есть восемь типов ветров, начиная с авахи, а на границе двух стихий (земли и ветров) - простирается область воды, или джала-голах.

В «Пулиша-сиддханте» упоминается, что «зеркальная сфера воды есть место пересечения земли-воды (бху-вата) и ветра удваха, вследствие чего лучи Солнца и других светил кажутся одновременно отделенными и слившимися воедино. «Сурья-сиддханта» [12.46] утверждает: «Благодаря близости лучи Солнца навевают зной летом мирах девов)». Здесь «близость» и «дальность» не могли бы существовать без отражения сферы огня.

Сфера воды и сфера огня, очевидно, играют роль механизмма для отражения и преломления света. Согласно «Сиддханта-широмани» (СШБ1, стр. 127) известны семь ветров: аваха (или атмосфера), праваха, удваха, самваха, суваха, париваха и праваха. Толщина атмосферного слоя составляет 12 йоджан, а ветер праваха охватывает неподвижные звезды и планеты, гоня их в западном направлении с равномерной скоростью.

Из этого следует, что регион воды должен быть выше звезд и планет, потому что он связан с ветром Удвахой. Затем Вамшидхара утверждает, что Шукадева Госвами следовал традиции Пуран, описывая большую Землю и вскользь намекая на малую величиною 50000 иоджан:

В соответствии с Пуранами Шукадева Госвами рассказывал о большом размере Земли и лишь намекал на идею малой Земли; так некоторые решают эту дилемму. Подобным образам, хотя и существует противоречие, касающееся небесной сферы, оно нейтрализуется.

На наш взгляд это существенный момент. Как правило, «Бхагаватам» говорит о Бху-мандале, подразумевая Землю. Ссылка на Бху-голу, или земной шар, в основном касается сферы вселенной; особых упоминаний о земном шаре с окружностью 5000 йоджан нет. Однако есть сссылки, такие как ШБ 10.8.37, приведенная выше, которые, упоминая Бху-голу, указывают на нашу Землю. Кроме того, идея сферической Земли находит свое недвусмысленное подтверждение в ШБ 5.21.8-9: Солнце восходит в месте, противоположном месту захода.

Однако сложно понять, зачем Шукадева Госвами подробно описывал бы отражение, косвенно намекая на настоящую Землю. В нашем понимании, "большая Земля» соответствует реальности, которую непосредственно воспринимают личности на уровне сознания Шукадевы Госвами, в то время как «малая Земля» соответствует реальности, которую ощущают на обыкновенном уровне человеческого сознания. Две Земли - это определенные аспекты онтологического бытия, но связь между ними многомерна: ее невозможно охарактеризовать в терминах преломления света в привычном трехмерном пространстве.

Исходя из этой идеи, обе Земли суть отражения, в абстрактном смысле, фундаментальной реальности. В заключительной части своего комментария Вамшидхара использует идею отражения для толкования ряда стихов из Пятой песни. Во-первых, он комментирует ШБ 5.21.2, где космическое пространство, или антарикша, сравнивается с пустотой между двумя половинами пшеничного зерна.

По этой аналогии, нижняя половинка зерна соответствует полушарию вселенной, охватывающему Бху-мандалу и океан Гарбходака, а верхняя половинка - полушарию, охватывающему высшие планетные системы. Пространство между двумя половинками зерна соответствует тонкой плоской шайбе пространства между нижним и верхним полушариями.

Это пространство, или антарикша, граничит снизу с плоскостью Бху-мандалы, а сверху - с параллельной плоскостью Бхуварлоки. Прокомментировав этот стих, Вампидхара обращается к ШБ 5.21.3: ШБ 5.21.3 утверждает: «В середине этого космического пространства [антарикши] сияет великое и могущественное Солнце».

Это значит, что сфера воды является кажущимся центром антарикши. Подобно тому, как у антарикши нет центра, так и в сфере воды отсутствует центр (середина) вследствие ее сферичности. Поэтому Солнце, которое там парит, есть не что иное, как форма отражения [пратибимба-рупена].

Но настоящий солнечный диск [бимба-рупена] находится на расстоянии 125 000 йоджан от центра Земли. ШБ 5.21.3 повествует, что Солнце парит в середине пространственного диска антарикши между параллельными плоскостями Бху-мандалы и Бхуварлоки (см. также ШБ 5.20.43).
Однако Вамшидхара возражает, что у пространства не бывает середины, и идет дальше, выдвигая идею, что видимое присутствие Солнца в середине пространства суть иллюзия, порожденная его отражением от сферы воды. Затем он резюмирует, что настоящее Солнце удалено от земного шара на 125 000 йоджан.

Санскрит здесь краток и труднопереводим, но суть утверждения Вамшидхары сводится к следующему: Земля - это малый шар, а Солнце вращается вокруг него на расстоянии не более 125 000 йоджан. Процесс отражения создает видимость, что оно парит на гораздо большей дистанции.

Шрила Прабхупада указывает на тот факт, что высота Солнца над Бху-мандалой - 100 0000 йоджан. Однако из этого не следует, что Солнце кружится относительно центра земного шара по орбите радиусом 100 000 йоджан. В действительности Бху-мандала - это плоскость, а не шар. И «Бхагаватам» описывает, что Солнце двигается по большой орбите параллельно этой плоскости и очень близко к ней. В главе 3 мы выяснили, что эта плоскость соответствует эклиптике. Однако Вамшидхара выдвигает идею, что не следует буквально принимать стих ШБ 5.21.7:

ШБ 5.21.7 повествует [перефразируя]: «Мудрецы говорят, что окружность горы Манасоттары - 95 000 000 йоджан. Значения слов следующие: "манacac" означает "Луна", уттарах" - "другие после Луны, вплоть до Сатурна". Согласно джьотиша-шастра размер ее орбиты в сумме с орбитой Сатурна составляет 126 800 000 йоджан.

Здесь кольцеобразная гора Манасоттара, определяющая орбиту Солнца, косвенно отождествляется с Луной, Сатурном и планетами между ними. В джьотиша-шастра стандартный порядок планет выглядит так: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн.

В главе 4 мы объяснили разницу между этим порядком и порядком, данным в «Бхагаватам». Также в «Сурья-сиддханте» размер орбиты Сатурна оценивается как 127 688 255 йоджан (С 2, стр. 87). Затем Вамшидхара анализирует ШБ 5.20.33: По утверждению ШБ 5.20.43: «Солнце расположено в середине вселенной. Расстояние от Солнца до края вселенной [андаголы, или ,,яйцеобразной сферы"] составляет 250 миллионов йоджан". Значения слов следующие: «Солнца» означает «отраженного Солнца», «яйцеобразная сфера» означает «окружность золотого яйца».

Расстояние между ними составляет 250 миллионов йоджан. В ШБ 5.20.43 также сказано: «Если смотреть по вертикали, Солнце расположено в середине вселенной, в области - между дйаус и бхуми [Бхуварлокой и Бхурлокой, или раем и Землей], которая называется антарикшей, космическим пространством».

Выражение "дйав-абхумйох" указывает на орбиту астеризмов и Земли. "Иад антарам" означает «в середине яйца (то есть золотого яйца)». Под Солнцем здесь подразумевается Солнце, отраженное сферой воды. Вот так это следует понимать. Этот стих утверждает, что по вертикали Солнце находится на полпути между верхом и низом вселенского яйца.

Оно парит в области антарикши, между плоскостями Бхурлоки (или Бху-мандалы) и Бхуварлоки. Вамшидхара интерпретирует Солнце, упомянутое в этом стихе, как отражение настоящего Солнца. Однако мы полагаем, что здесь имеется в виду настоящее Солнце, двигающееся в плоскости эклиптики.

В этой связи, заметим, что радиус орбиты Солнца по данным современной астрономии (в геоцентрической интерпретации) - 93 миллиона миль. Для сравнения, радиус орбиты Солнца - 15 750 000 йоджан - вдоль горы Манасоттары составляет приблизительноно 79 миллионов миль при 5 милях на йоджану и 126 миллионов общем и целом, комментарий Вамшидхары на ШБ 5.20.38 показывает, что концепция Пятой песни была источником сомнений и предметом полемики среди вайшнавов XVII века.

Причина этого сомнения коренится в кажущемся противоречии между пуранической космологией, изложенной в Пятой песни, и джьотиша-шастра. Джъотиша-шастру рассматривали как «око Вед», и она, казалось, объясняла обозримую реальность.

Скрупулезное изучение ведической космологии и астрономии выявляет наличие глубокой и точной отрасли знания, несмотря на то, что оно дошло да нас во фрагментарной форме.

Он заключает:

Таким образом, нет сомнений в очевидности того факта, что благодаря здравым доводам на тему истины, священная «Бхагавата», будучи словами верховного апты [авторитетa], есть средство доказательства, неопровержимое и находящееся с выводами всех наук.

Из этих слов явствует, что во времена Вамшидхары, как и в настоящее время, нужно было доказывать неопровержимость «Бхагаватам».

Мы полагаем, что на протяжении долгого времени материальное знание древней ведической цивилизации было в беспорядке, и это коснулось бы даже ведической духовной науки, если бы не последовательность Господа Чайтаньи и идущих по его стопам ачарьев. Однако это не означает, что мы должны критиковать ведическое материальное знание, а затем подобным образов усомниться в ведической духовной науке.

Однако ее описание Земли абсолютно разнилось с «большой Землей», имеющей размер 500 миллионов йоджан, так ярко описанной в Пятой песни. В этой книге мы пришли к выводу, что противоречие между пуранической космологией и джьотиша-шастрой можно разрешить и что обе они являются органичными составляющими изначальной ведической традиции. Это также было основным тезисом Вамшидхары.



Ричард.Л. Томпсон. Ведическая космография и астрономия, Приложение 1
Tags: Прабхупада, Ричард Томпсон, космография, космология
Subscribe

Posts from This Journal “Ричард Томпсон” Tag

  • Развитие и деградация цивилизации

    В книге «Психоанализ и религия» Эрих Фромм, ученик Фрейда и один из главных учителей психоанализа, представляет свой взгляд на…

  • Материальные отождествления ограничивают способность человека видеть мир

    Поразительны привязанности людей к своим ролям в кукольном театре материального мира. Роли нравятся душам, захватывают их, проглатывают как акулы и…

  • Обитатели природных стихий

    Предыдущее Мэнли П. Холл сообщает, что существование обитателей природных признавали древние цивилизации греции, рима, Китая и Индии.75 В то же…

  • Иерархия полубогов

    Полубоги и люди относятся к человеческим формам жизни. Всего этих форм во вселенной 400 000.( БГ 7.15) Небожители находятся выше людей и живут в…

  • Механистическая и немеханистическая наука. Введение

    В своей статье по теории эволюции биолог Джон Мейнард Смит пишет: Индивидуум представляет собой просто механизм, созданный генами для того, чтобы…

  • Историческое отступление II

    Рис. 15 Представление древних скандинавов о круглом острове, омываемом мировым морем. Acгapд обитель богов, находится на пике громадной горы…

  • Историческое отступление

    В этом подразделе мы вкратце рассмотрим некоторые свидетельства, подтверждающие, что ведическая космология (или что-то очень похожее на нее)…

  • Наша Земля

    В этой книге мы примем как само собой разумеющееся, что планету Земля, на которой мы живем, можно представить как шар диаметром 800 миль. В наш…

  • Планеты как шары в пространстве

    Когда художники изображают сцену, как Господь Вараха поднимает Землю, утонувшую в океане, они рисуют Землю в виде знакомого нам шара. Однако…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments