Валентин Шеховцов (valentincehov) wrote,
Валентин Шеховцов
valentincehov

Categories:

Беседа об истинной духовности и Кандинке



Посвящается Шриле Прабхупаде, истинному Человеку, Учителю и Другу

Вопрос: Что представляет собой вайшнавизм (Сознание Кришны) и почему эта религия распространяется в России, большая часть населения которой считают себя православными христианами?

Ответ: Мы не проповедуем христианам, это наш принцип. В том смысле, что мы не предлагаем христианам поменять религию. Когда Шрила Прабхупада (основатель нашего Общества) разго­варивал с христианами, он вдохновлял их повторять Иисусову молитву на четках и обсуждал с ними заповеди христианства (такие, как “Ни убий”, и др.). Он говорил также, что многие из христиан не следуют учению Христа осознанно, поэтому он основал на Западе Движение сознания Кришны.

Вопрос: Тем не менее, многие члены Общества сознания Кришны наверняка являются крещенными, поэтому разве не справедливы обвинения в том, что вы занимаетесь прозелитизмом (т.е. побуждаете людей сменить религию)?

Ответ: Ни для кого не секрет, что между обрядом и созна­тельным принятием веры имеется существенная разница. Многие формально принявшие крещение становятся впоследствии агностиками и неверующими. Мы думаем так: если Православная Церковь не может позаботиться об этих людях, дать им духовное прибежище, то это должны сделать мы или другие религиозные конфессии. Или пусть лучше деградируют в бездуховной атмо­сфере?

Вопрос: Давайте вернемся к вопросу о том, что представляет собой вайшнавизм. Насколько верно утверждение, что вайшнавизм является традиционной религией Индии?

Ответ: Вайшнавизм – учение любви к Всевышнему Господу Вишну, или Кришне, известное также как бхакти-йога – испо­ведуется индусами издревле. Оно увековечено в “Бхагавадгите” и “Бхагавата Пуране” – священных санскритских текстах, насчитывающих несколько тысяч лет. Что касается практики воспевания Харе Кришна мантры, то широкое распространение в Индии она получила около пятисот лет назад, в Движении Шри Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья – великий святой 16-го века, придавший новую силу и глубину ведической традиции бхакти. Мы являемся его последователями.

Вопрос: Но ведь принято считать, что индуизм – это закрытая кастовая система, т.е. не будучи этническим индусом, причем родившимся в высокой касте, принять посвящение в любой разновидности ведизма невозможно.

Ответ: Это как раз и есть то представление, против которого боролся Шри Чайтанья и другие великие Учители Индии. Напри­мер, известно, что Чайтанья сделал одного человека, родившегося в мусульманской семье, то есть человека вне индуистского общес­тва, ачарьей (авторитетом для индусов) в отношении повторения на четках Харе Кришна. Хотя широкое распространение мантра Харе Кришна получила именно в Движении Шри Чайтаньи Махапрабху, она не была неким нововведением в традиции бхакти. С этой мантры начинается древнее ведическое писание “Калисантарана Упанишад” (мантра 1), явля­ющееся частью Яджур Веды:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе
ити шодашакам намнам кали калмаша нашанам
натах паратайопайах сарва ведешу дришйате

Первые две строчки – это текст мантры, а далее говорится: ити шодашакам намнам (эти шестнадцать имен Бога) кали калмаша нашанам (нейтрализуют влияние эпохи Кали – железной эпохи раздоров и лицемерия) натах паратайопайах (нет более высокого пути) сарва ведешу дришйате (во всех ведических писаниях).

Почему? Потому что этот человек обладал качествами святого. Чайтанья разрушил кастовые предрассудки индусов на основе истинного понимания Вед, однако до сих пор некоторые “ортодоксы” в Индии полагают, что вайшнавизм (вишнуизм) – это “национальная религия”. Что тут поделаешь? В санскрите вообще нет слова “индус”, поскольку Веды – это Уни­версальные Знания, они для всех.

Проповедь учения бхакти на Западе не являлась изобретением Прабхупады. Биографы Шри Чайтаньи упоминают об одном его пророчестве, согласно которому святое имя Кришны будут вос­певать в каждом уголке мира. Первую попытку исполнить проро­чество Чайтаньи и познакомить не-индусов с учением бхакти пред­принял еще духовный учитель Шрилы Прабхупады – Бхактисидд-ханта Сарасвати Тхакур.

Он посылал своих учеников – санньяси (монахов) в Европу, но их миссия не увенчалась значительным успехом. Именно Прабхупаде, благодаря его преданности делу учителя и смирению, удалось исполнить пророчество Чайтаньи Махапрабху. Теперь вайшнавы не только индусы, но русские, аме­риканцы, итальянцы, японцы и др., причем уже во втором поколе­нии. Я думаю, что это духовное Движение постепенно будет все больше и больше востребовано национальными культурами и в будущем люди поймут, что Прабхупада совершил великий вклад в дело духовного возрождения цивилизации.

Вопрос: Вы часто упоминаете о Харе Кришна мантре. Объяс­ните, пожалуйста, ее смысл и роль в жизни вайшнава.

Ответ: Всевышний Господь является Личностью, поэтому имеет конкретные личностные атрибуты, а именно Имя, Облик, и проч. В Библии тоже говорится: “Бог создал людей по образу и подобию Своему; мужчину и женщину сотворил их”. Согласно традиции бхакти Всевышний Господь есть Абсолютная Истина, сочетающая в себе Мужской Принцип Духа (Кришна, Рама) и Женский Принцип Природы (Хара, Радха).

Поэтому Харе Кришна мантра представляет собой молитвенное обращение к Отцу и Матери всего живого с просьбой занять нас в служении Им и всему живому. Поскольку имена Бога всецело духовны, повторяя эту молитву, вайшнавы прогрессируют в духовной жизни, избавляясь от таких негативных качеств, как зависть, гордыня, похоть и проч.

Вопрос: Я слышала, что имя “Кришна” означает “Черный”. Не могли бы вы объяснить это? Ведь Дух – это свет, Бог – это свет, как он может быть черным? Для меня этот вопрос принципи­альный, поскольку некоторые мои знакомые из православных, ссылаясь на это, называют Кришну оскорбительными, на мой взгляд, эпитетами.

Ответ: Да, я тоже как-то общался с пожилым человеком, который, начитавшись псевдо-православной апологетики, обрел к Господу Кришне три претензии. Если Вам интересно, я расскажу о нашем разговоре. Первая его претензия была уже вами озвучена. Сначала я ответил ему шуткой, что поскольку православные монахи ходят в черном, должен ли я из этого делать вывод что они – бесы? Потом объяснил, что согласно Ведам (Упанишадам) действительно Бог – это Свет, то есть Он есть тот, кто служит каждому, поддер­живает всякого. Но когда Он принимает служение от нас, он Темный, Кришна.

Мы любим не того, кто служит нам, а того, кому служим мы, например, своего ребенка или супруга. Темный цвет Его тела не физический, но духовный: это цвет разлуки Господа с нами, Его ожидание нашей любви. Бог вообще не имеет материа­льного, тленного тела. Будучи Единым Абсолютом, Он соединяет в себе оба духовных аспекта, Светлый и Темный; первый пробуж­дает в нас веру, а второй – любовь.

Другая претензия моего собеседника была связана с тем, что Кришна – юный пастушок, танцующий ночью с Радхой и другими молоденькими девушками, Ее подругами и экспансиями. То есть обвинение в похоти. Отношения Кришны и Радхи есть Божест­венная любовь, первоисточник неземного счастья, которое люди, мужчины и женщины, надеются обрести, соединяясь друг с другом. Коротко говоря, танец Кришны и Радхи – это проявление чистой духовной любви, исцеляющей сердце от камы (похоти), хотя с точки зрения несведущего земного моралиста может представ­ляться чем-то предосудительным.

Есть такая поговорка на эту тему: “Дураки смело лезут туда, куда ангелы боятся даже взглянуть”. В Библии тоже есть раздел, описывающий Господа, могущий выз­вать плотские ассоциации – это так называемая Песнь Песней. Все подобные сакральные темы следует постигать под руководством просвещенного представителя данной традиции (наставника), а не заниматься недалекими умствованиями по поводу прочитанного.

Ну а третья претензия была такая: в “Бхагавад-гите” расска­зывается о том, как Шри Кришна являет cвою форму вселенского времени, в которой воин Арджуна с ужасом видит открытые зевы, сокрушающие целые армии, клыки и прочие страсти. На основе этого мой собеседник также сделал вывод, что Кришна, скорее всего, “плохой парень”.

Я сказал ему: мой господин, реальность такова, что в материальном мире действительно властвует Время и оно не щадит никого. Этот аспект Господа не является главным согласно “Гите”, поэтому Арджуна просит Кришну убрать этот безликий материальный образ и явить вечный и всеблагой Лич­ностный образ. Кришна показал устрашающую форму вселенс­кого времени для острастки безбожников – атеистов. Такой вот у нас состоялся разговор.

Вопрос: Интересно, ваши объяснения возымели какое-то дей­ствие на собеседника?

Ответ: Мне кажется, что он задумался, но остался при своем. Видите ли, многое зависит от предпосылки восприятия. Обычный человек руководствуется не столько сознанием своим, сколько подсознанием, т.е. избегает самостоятельно оценивать содержание поступающей информации и предпочитает ориентироваться на мнение своей среды. Это естественно, однако с развитием инфра­структуры СМИ подсознание людей стало активно эксплуати­роваться в финансовых, политических и, к сожалению, псевдо­религиозных целях так называемыми борцами против “сект”, т.е. иных вероучений.

Слово “секта” не имеет четкого богословского или научного определения, поэтому использование его – это эксплуатация подсознания людей, т.е. практика, имеющая корни в оккультизме, а не в духовной сфере. Когда люди слышат в отно­шении друг друга подобные слова-клише, у них подавляется сознательная функция, и они перестают видеть друг в друге живых людей, перестают искренне общаться. Так включается механизм отчуждения в обществе. Когда один человек слушает другого отчужденно (с предубеждением), ему становится весьма непросто уловить суть услышанного.

Вопрос: Действительно, в обществе много негативной инфор­мации и похоже на то, что она пользуется у людей большим спросом, чем информация позитивная. А как быть в ситуации, когда мы слышим что-то дурное? Например, если я православная хрис­тианка и мне священник говорит, что общество сознания Кришны – секта, что вы торгуете наркотиками и еще чем занимаетесь? Что я должна делать?

Ответ: Делать выбор. Всегда есть люди, которым, обычно из благих побуждений, хочется помочь нам увидеть мир таким, каким они его видят сами. И у нас всегда есть выбор: принять готовый взгляд, либо разобраться в вопросе. Если речь идет о чем-то действительно важном для Вас, то тогда нужно идти по второму пути.

Вопрос: Я согласна, но как это делать практически? Священник в церкви скажет одно, а вы скажете другое, поэтому как мне, простому человеку, разобраться в данном вопросе?

Ответ: Например, вы можете обратиться за разъяснением к третьей, не заинтересованной стороне. Прежде чем зарегистри­ровать религию, соответствующие государственные органы обращаются к независимым экспертам для проведения религио­ведческой экспертизы на предмет происхождения религии, наличия в ее учении деструктивных положений, и т.п.

Познакомьтесь с их заключениями, это может помочь. Священство, к сожалению, в оценке иных вероучений является стороной весьма заинтере­сованной и к тому же имеет склонность подменять собой право­охранительные и государственные органы, в обязанности которых входит следить за соблюдением законности в деятельности религиозных организаций. Наше Общество в России более двад­цати лет является официально зарегистрированной религиозной организацией. Никаких претензий у компетентных людей к нам нет. Для разумного человека этого факта должно быть, на мой взгляд, вполне достаточно.

В вайшнавизме четыре типа действий являются недопусти­мыми: прием одурманивающих средств (табака, алкоголя и нарко­тиков), участие в азартных играх и денежных махинациях, соверше­ние любого насилия (по этой причине вайшнавы вегетарианцы), а также внебрачные половые отношения. Любому должно быть понятно, что в обществе с такими ясными принципами люди, не чистые в помыслах и делах, долго не могут оставаться. Также следование принципам подразумевает, что человек не будет и других вовлекать в действия, противоречащие им.

В прошлом на Западе мы имели проблемы с некоторыми членами общества, в том числе и лидерами, которые действовали вопреки принципам вайшнавов, были отщепенцами. Это связано с тем, что Движение сознания Кришны началось в Америке в среде хиппи, многие из которых были людьми с маргинальной нравст­венностью. По милости Прабхупады большинство из тех, кто присоединился к Движению, очистились и стали настоящими вайшнавами, но некоторые из них не оправдали доверия учителя и совершили отвратительные поступки, из-за которых пострадало Движение.

В России, слава Богу, Движение сознания Кришны было начато интеллигенцией, которая способна адекватно воспринимать духовное и культурное наследие Вед, поэтому среди вайшнавов здесь не было замечено тенденций асоциального или тем более криминального поведения. Что касается отдельных примеров отклонений и преступлений в религиозной сфере, то их можно найти, особенно если постараться, предостаточно, в том числе и в православии. Но знаете, лично я горжусь тем, что в Обществе сознания Кришны никому не приходит в голову использовать эти примеры для того, чтобы чернить православную или какую-либо другую религию.

Вопрос: Меня давно интересует вопрос, почему именно в сфере религии столько противостояния, непримиримости и двуличия, ведь, казалось бы, именно из сферы духовности в светское об­щество должны проникать такие ценности, как взаимоуважение, мир и правда. Как вы это объясните?

Ответ: В “Гите” в шестнадцатой главе Шри Кришна объясняет это тем, что есть два типа людей, активно действующих в сфере религии: преданные (Богу) и демоны, то есть, говоря современным языком — теисты и атеисты. Теисты считают, что Бог (Истина) живет в сердце каждого живого существа, атеисты же считают, что Истина живет только в их религии.

Такое понимание Истины они называют “верой”, хотя в действительности оно опирается на зависть и гордыню, которые для своей подпитки нуждаются в том, чтобы доказывать себе собственную исключительность посредством вражды в отношении иных вероучений. Вера теиста коренится в его духовном познании мира, и эта вера универсальна, “вера” же атеиста – иррациональна и узка. Теист единство мира постигает в его разнообразии, атеист же признает только один вид единства – экспансию его “веры” на других и изгнание, либо уничтожение того, что не желает умещаться в ее рамках.

Если я действительно являюсь преданным Богу человеком, я буду видеть единоверцев – теистов в различных религиозных и светских обществах, а также буду различать атеизм, в том числе в своем обществе, и в первую очередь в своем сердце. Теизм – это одна совесть для всех, атеизм – совесть только для своих. Теизм – взаимоуважение и стремление понять, атеизм – отчуждение и навешивание ярлыков.

Вопрос: Но почему представление о том, что Бог присутствует только в моей религии, вы называете атеизмом? Разве такое понимание не является органичным для монотеизма в целом?

Ответ: Если монотеизмом вы называете религию, в которой Бог – только один для всего мира и всех религий, но для меня проявляющийся наиболее полно в моей религии, то это замеча­тельно, это теизм. Но если верующий полагает, что Бог является собственностью его церкви, а за ее пределами царит безбожие, то он атеист. Такой монотеизм, как и политеизм (многобожие) – это две стороны одной медали, атеизма. Как это действует?

Когда люди видят, что религиозные организации не уважают друг друга искренне, то есть не признают даже частичного присутствия Истины в учениях друг друга, они на бессознательном уровне делают следующий вывод: единого для всех Бога, то есть Истины как таковой просто не существует.

В этом случае единственной “истиной”, которую искренне признают все, становится материя (и ее эквивалент, деньги), а Бог воспринимается как выдумка основателей религий для собирания последователей с целью наживы. Как сказал кто-то из современных деятелей: “Если хочешь быть богатым, делай деньги, но если хочешь быть очень богатым, создай свою религию”.

Вопрос: Можете ли вы привести какие-нибудь примеры атеизма в существующих традиционных монотеистических религиях?

Ответ: Это не мое дело. Я знаю, что теисты есть в любой религии, пусть они и наводят порядок в своем доме. Например, Митрополит РПЦ Антоний Сурожский в своей статье “Миссионер­ство церкви” писал: “…Мы очень легко, слишком легко говорим, что Бог как бы является нашей собственностью, что мы хранители веры и что у других вообще ничего нет”. Это – теистическое посла­ние. Будучи услышанным, оно и другие честные послания оказы­вают на любую церковь благотворное, животворящее действие.

Далее
Tags: Александр Мень, Бхактиведанта Садху Свами, атеизм, буддизм, политика, фанатизм, целомудрие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments