Валентин Шеховцов (valentincehov) wrote,
Валентин Шеховцов
valentincehov

Categories:

О сектантской узости и расширении сознания

Все главы «Гиты» называются «Йога» и йога значит связь или метод, с помощью которого человек может связать свое ограниченное индивидуальное сознание с высшим сознанием. Йога означает способ расширить свое сознание, потому что сейчас наше сознание ограничено узкими рамками нашего тела. И, в общем то, все наши проблемы в конце концов можно очень легко свести именно к узости нашего сознания. Узость сознания, которая на санскрите называется авидьей или невежеством.

Эгоцентричность нашего сознания, эгоистичность сознания, попытка  поставить наше сознание в центр вселенной является в конечном счете причиной всех проблем. Она является , естественно, причиной каких-то маленьких радостей, которые мы от этого получаем в этом нет никаких сомнений, но цена, которую мы вынуждены за это платить слишком дорогая. И, собственно, любая духовная традиция так или иначе имеет дело с этой проблемой – с проблемой невежества и с проблемой узости нашего сознания.

В этом смысле «Бхагавад-гита» является самой систематически разработанной духовной наукой, которая объясняет разные способы йоги  или, иначе говоря, разные способы расширения сознания, разные способы избавления от этой проблемы невежества, узости, ограниченности. И Кришна формулирует в «Гите» универсальные законы. Эти законы не имеют отношения только к кришнаитам, законы, которым подчиняются все. Точно такие же законы, как закон гравитации.

Закон гравитации справедлив не только для последователей Ньютона. Если я отказываюсь следовать Ньютону, то закон гравитации на меня действовать не будет. Нет. Закон есть закон. И Кришна здесь описывает эти законы.  Как недавно, по дороге сюда, мне рассказывали случай, что один из наших вайшнавов давал какое-то интервью. У него начали спрашивать про закон кармы. И люди, которые задавали ему вопрос про закон кармы, удивились, когда узнали, что закон кармы действует на всех, а не только на вайшнавов. Они думали, что карма только для тех, кто в нее верит. Но карма – это закон.

И Кришна нигде не говорит о какой-то сектантской узости, о какой-то вере. Он говорит о фундаментальных принципах, на которых зиждется бытие, о сознании человека и о том, к какой форме деятельности разное сознание человека побуждает, или вызывает. Если мое сознание узкое, я буду действовать одним образом, если мое сознание широкое, я буду действовать другим образом.  И 12 глава в этом смысле одна из самых важных для нас, потому что она называется «Бхакти-йога».

Иначе говоря, способ связи с высшим сознанием, с Богом,  способ расширения нашего ограниченного, узкого сознания с помощью бхакти, что значит любовь или преданность. К тому времени когда Кришна раскрывает эту тему, Он уже отверг различные способы йоги как непрактичные. Аштанга-йога, или то, что обычно понимают под йогой, классической йогой, когда человек должен сидеть в позе лотоса бесконечное количество времени и медитировать на Сверхдушу в своем сердце, уже были отвергнуты, потому что чанчалам хи манах кришна (БГ 6.34) – ум слишком неспокоен.

В конце концов, чтобы соединить свое сознание с высшим сознанием человек для начала должен овладеть умом, успокоить свой ум.  И любая йога подразумевает это. Но бхакти-йога является самой практичной, потому что она задействует все и прежде всего задействует эмоциональную составляющую человека. Наш ум не способен к слишком сильной концентрации и жизнь вокруг нас тоже не способствует развитию этого качества. Наоборот, жизнь способствует тому, чтобы ум все время отвлекался на тысячу различных тем, предметов, все время что-то должно мелькать у нас перед глазами, что-то должно звучать у нас в ушах.

И все это мешает человеку заглянуть внутрь. Медитация подразумевает, что человек обращает взор вовнутрь, делает свое сознание, или ум, очень чистым. И, благодаря этой чистоте и сосредоточенности сознания, человек приобретает это мистическое прозрение когда он соединяет себя со Всевышним. И бхакти в этом смысле самый практичный способ, потому что оно задействует все наше существо, оно позволяет человеку задействовать все существо.

И, собственно, 12 глава начинается со сравнения, когда Арджуна спрашивает: «Скажи какой путь лучше? Путь медитации, когда я пытаюсь просто, в каком-то смысле искусственно оградить себя от этого мира и сосредоточиться внутри, и попытаться постичь непостижимое с помощью мистических техник, которые разработаны и которые доступны, но доступны не всем или путь бхакти – когда человек просто поклоняется Тебе?».

Поклонение подразумевает, что я задействую не только ум, я задействую тело, я задействую свое сердце, свои эмоции и все остальное. И Кришна однозначно говорит, что оба пути работают, но второй путь легче. Потому что человеку, получившему тело, очень трудно сосредоточиться на этом неуловимом духовном начале. Потому что дух есть повсюду, он разлит повсюду, в каком-то смысле Бог есть всюду, но попытка постичь этот неуловимый дух, или Бог, который разлит повсюду с помощью искусственных методов ограничения своего сознания очень сложная и очень болезненная.

И что Кришна обещает в этой главе, что очень важно для нас, потому что мы, люди современной эпохи, мы любим все быстро, Он говорит: «Это очень быстрый путь, Я очень быстро освобожу тебя. Результаты придут очень быстро. Это способ, с помощью которого Я смогу вытащить тебя из океана, из этого сложного мира, где повторяется рождение и смерть, где человек мучится». И, собственно, это начало и дальше Он начинает описывать качества бхакти. Что больше всего мне нравится в «Гите» это то, что в ней нет даже намека на сектантство.

В других Священных Писаниях так или  иначе всегда есть какие-то указания, которые можно истолковать, по крайней мере, в сектантском смысле. Например, Евангелие от Иоанна удивительная книга, на самом деле это была первая духовная книга, которую я прочитал давным-давно, еще когда я учился в университете, но одни из последних слов Евангелия от Иоанна являются, по сути дела, лозунгом, который пишут на своем знамени люди по-сектантски понимающие христианство, когда они говорят: «Только этот путь и никакого другого пути нет».

Иисус говорит в Евангелии от Иоанна, что: «Прийти к Богу можно только через меня». И люди ухватываются за эту вырванную из контекста цитату, потому что самом по себе Евангелие говорит о тех же самых универсальных принципах, про которые говорят все остальные духовные традиции, и, ухватившись за эту цитату, делают ее чуть ли не самой главной во всех Евангелиях: «Только через меня и ни через кого другого».

Но в «Гите», практически, нет даже намека на это, практически нет таких вещей, которые человек хотел бы может быть истолковать таким образом и смог бы сделать. Потому что, даже описывая бхакти-йогу, Кришна нигде не говорит о каких-то внешних признаках. Когда Он описывает бхакти и что есть бхакти, Он описывает преданность Богу, или определенное состояние сознания, которое, опять же, является универсальным. Он не говорит о каких-то частностях, ритуалах, Он говорит о том, что если человек обрел бхакти, любовь, то неминуемо это должно проявиться в виде каких-то качеств, которые появляются в его сердце.

Если у человека есть бхакти, то он должен проявлять сострадание.  Он нигде не говорит, что нужно принадлежать к какой-то организации или еще что-то другое делать, Он говорит только о том, что, в конце концов, «что Я ценю, Я ценю качества». Бхакти означает, что у меня есть качества.  Как я недавно читал про одного христианского святого. Он жил на Новом Афоне не так давно – в 60-е годы прошлого века, в 68 году он подвизался и совершал свой подвиг. Там описаны разные анекдоты и случаи из его жизни.

Один из них  про то, что в лесу жили кабанихи и когда им приходил черед рожать, приходили в его келью и рожали там или рядом с его кельей, потому что они чувствовали защиту, исходящую от него, чувствовали то, что он своим сознанием их защищает, чувствовали универсальную любовь .  И Кришна описывает именно эти проявления, которые едины. Какую бы традицию мы ни взяли – суфизскую традицию, христианскую традицию, вайшнавскую традицию и даже буддистскую традицию мы везде можем найти настоящие проявления бхакти. И Кришна говорит: «Там, где они есть, Я это ценю, Я это вижу и Я это признаю. И, в сущности, это способ, с помощью которого человек может прийти ко Мне». Но, собственно, я хотел говорить не об этом. Буквально несколько слов я еще скажу, но тем не менее это очень важно.

Бхакти Вигьяна Госвами. Москва (31.08.2005 г.) «Бхагавад-гита», глава 12

Полностью
Tags: Бхагавад-Гита, Бхакти Вигьяна Госвами, Кришна, Ньютон, Христос, бхакти, карма, кришнаиты, сектантство, суперэкуменизм, эксклюзивизм
Subscribe

Posts from This Journal “суперэкуменизм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments